Организация прогулки в зимний период. Печать

 

Наступила зима. На участках ДОУ создаются условия для игр детей. Заранее планируется расположение снежных построек для обеспечения двигательной активности детей, их трудовой деятельности, наблюдений за природой.

                 Зимние прогулки включают такие компоненты: наблюдения, трудовые поручения, физические упражнения, сюжетно-ролевые игры и являются эффективным средством всестороннего развития детей.

 

Воспитатели знакомят детей со свойством снега, учат правильным навыкам обращения с лопаткой, сгребать снег в указанное место, утрамбовывать его, строить из снега различные постройки.

                 На прогулке не только наблюдать с детьми за снегом, но и отмечать его свойства: в мороз сухой. Рассыпается, плохо лепится, а в оттепель становится мокрым, плотным, из него можно лепить. Можно предложить детям сделать несложные опыты со снегом. Слепить снежок в варежках и без варежек. Спросить, почему снег в руках становится влажным? Дети должны сами прийти к выводу (снег стал влажным от тепла рук).

                 Знакомить детей с жидким и твердым состоянием воды (замораживать в формочках воду, а полученный лед размораживать в группе, наблюдая, как лед снова превращается в воду.

         Объяснить детям, почему нельзя есть снег. Доказать, что он грязный на опыте: набрать в тарелку и внести в помещение. Ребята сами увидят, сколько грязи остается на дне тарелки

 

Прогулка — обязательный эле­мент режима дня ребенка. Если она хорошо и правильно органи­зована, достаточна по длительно­сти, дети реализуют в ней до 50% суточной потребности в актив­ных движениях. Сокращение времени пребывания на воздухе создает дефицит движений. Даже в холодное время года суммар­ное пребывание ребенка на ули­це не должно быть менее 3 ч. Прогулка для детей 5—7 лет, не проводят при температуре возду­ха ниже —20 °С и скорости вет­ра более 15 м/с.

 

Важное условие для полно­ценной организации прогулки и физкультурных занятий на воздухе — соответствующие пого­де одежда и обувь. Продолжи­тельность прогулки во многом зависит от ее организации.

В хо­лодное время года одевание и раздевание детей нередко очень затягиваются, за счет чего сокра­щается время пребывания детей на улице. Важно своевременно формировать навыки самооб­служивания, привычку аккурат­но и рационально складывать одежду.

Одеваться, выходить на участок и возвращаться с про­гулки дети должны подгруппа­ми. Это избавит от толчеи в раз­девальной комнате и перегрева детей.

Разумное чередование и сочетание различных занятий делает прогулку интересной и привлекательной.

 

 

Перед выхо­дом детей на улицу необходимо проконтролировать, как они одеты. В процессе про­гулки воспитатели должны осу­ществляют контроль за состояни­ем детей, не допуская их переох­лаждения, обращая внимание на состояние часто болеющих детей, страдающих хроническими заболеваниями, обостряющимися при охлаждении. В холодную погоду важна орга­низация деятельности, способству­ющая оптимизации их двигатель­ной активности, препятствующая их переохлаждению. 

  

Если ребенок не занят интересной игрой, не бе­гает, не катается на санках, то весь­ма вероятно, что скоро он начнет замерзать. Поэтому  воспитатели должны организовывать разно­образные коллективные или групповые игры, которые необходимо чередовать с непродолжительны­ми спокойными занятиями, остав­ляя время и для самостоятельной деятельности детей.

 

 

Нельзя допус­кать, чтобы дети бросали снежки в голову друг другу — это может стать причиной ранения глаз и др. Если перед прогулкой занятия но­сили статический характер — ее лучше начать подвижной игрой; если предшествовали динами­ческие занятия — игру целесо­образнее организовать в середи­не прогулки. Не рекомендуется завершать прогулку подвижными играми.

Если снега достаточно, можно  делать вместе с детьми различные постройки из снега.

 

 

 

 

Содержание зимних прогулок очень разнообразят лыжи, сан­ки, коньки, различные сооружения из снега, веселые зимние праздники

  Дошкольный возраст — самое подходящее время для освоения «лыжной грамоты». По доступ­ности и оздоровительному эф­фекту катание на лыжах не име­ет себе равных. Приобщать де­тей к лыжам можно, по мнению врачей и педагогов, с 3—4 лет.

Главное – чтобы лыжи были правильно подобраны и научить детей делать скользящий шаг.

Перед катанием детей на лыжах следует проверить проч­ность крепления лыж, длину палок, обучить детей правильно держать палки, не задевая ими товарища, идти или ехать на расстоянии, не наталкиваясь друг на друга. Чтобы они были по росту, ребенок должен доставать до конца их вытянутой рукой, а высота палок — уровня подмышечных впадин. Если лыжи длинны, ими трудно управ­лять, а короткие хуже скользят и проваливаются в снег. Для начала можно использовать валенки или сапожки, крепления у лыж при этом должны быть мягкие, а через год-другой можно уже ис­пользовать специальные лыжные ботинки. Очень важно, чтобы ребенок был одет тепло и легко: свитер, теплые колготки, куртка, брюки теплые, трикотажные, а еще лучше комбинезон из не­промокаемой ткани. На ноги обязательно надеть толстые шер­стяные носки, на руки — толстые варежки или кожаные рукавич­ки. На голове — вязаная шапочка, в меховой будет жарко

 

 

Возраст 4—5 лет — очень под­ходящий период для освоения катания на коньках.

Катание на коньках полезно всем, но особенно оно благо­творно для формирования орга­низма девочек, так как способствует красивой осанке, вырабатывает плавность движений, грациоз­ность и музыкальность.

Малышам, как правило, пред­лагают фигурные коньки с зуб­чиками спереди. Коньки должны быть хорошо наточены. Ботинки надевают обязательно на шер­стяной носок. Очень важно их правильно зашнуровать — паль­цы ног свободны, а вот подъем туго стянут. Если ботинки вели­коваты, можно положить в них толстые стельки или надеть еще одну пару носков. Лучшая одежда для этих целей — комбинезон или курточка и утепленные или непромокаемые брючки.

Не следует пугаться, если после лыжной прогулки или катания на коньках дети жалу­ются на боли в ногах. Это может быть результатом

непри­вычной мышечной нагрузки, чрезмерной продолжительнос­ти занятий. Но если эти жалобы регулярно повторяются, необходимо проконсультироваться с врачом: нет ли у ребенка плоскостопия.

 

Зимняя природа, как сказка, полна необыкновенных чудес. Она никогда не повторяется, и воспитателю необходимо научить детей искать и находить новое в уже известном, когда-то увиден­ном.