На участке зимой Печать

Пришла красавица-зима! Как настоящий художник, окрашивает она все вокруг белой краской. Взмах! Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне. Стройная береза распустила посеребренные косы и блестит на солнце нежно-голубой тонкой берестой. Взмах! Вот уже тротуары, дороги и крыши домов в пышной белой шапке.

 

До­школьники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, порой не замечают самого главного. Чем раньше ребенокпознает природу, научится беречь ее, тем ярче и добрее станет мир вокруг. Воспитатель должен стать таким человеком для детей, кото­рый будет удивляться вместе с ними, учить не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать; приобщать к красивому, яркому, испытывать радость от общения с природой, ее поэтическими образами в произведениях народного творчества,

художе­ственной литературе, искусстве.

Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью и многообразием. Ребенку кажется, что он первый услышал стрекота­нье кузнечика, увидел, что снег — это множество красивых снежи­нок, почувствовал дыхание приро­ды через смену времен года.

Одно из основных средств познания природы наряду с чте­нием художественной литерату­ры — наблюдение. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого, так как он соприка­сается с ней впервые.

Поддержи­вая и развивая этот интерес, пе­дагог воспитывает у детей

поло­жительные качества личности, знакомит с природными явлени­ями, объясняет их причины и взаимосвязь.

В зимнее время года наблюде­ния могут быть самыми различ­ными: за явлениями неживой природы, растительным и живот­ным миром, трудом людей. Тема­тика разнообразна:

— наблюдения за деревьями, по­крытыми снегом;

— птицами, добывающими про­питание в этот суровый для них период;

— животными, их повадками и особенностями поведения;

— снежинками, которые слипают­ся на лету и превращаются в хлопья;

— только что выпавшим снегом;

— свежим морозным воздухом;— солнцем, которое появляется все реже и греет все слабее;

— работой снегоуборочной техни­ки и дворников и др.

 

 

Наблюдения приобретут яр­кость и помогут расширить зна­ния детей, если вы научите их слышать природу в произведени­ях художественной литературы и народного творчества. Поэтому при проведении наблюдений целесообразно использовать ху­дожественное слово.

В морозную погоду рассмотри­те с детьми снежинки. Они очень хорошо видны на темном рукаве шубы. Скажите, что снежинки похожи на красивые звездочки, загадайте загадку А. Рождествен­ской:

Покружилась звездочка

В воздухе немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка.)

 

Когда идет снег, понаблюдай­те, как меняется все вокруг, как красиво становится. Это снегопад. Прочитайте отрывок из стихо­творения И. Сурикова «Зима»:

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

И под утро снегом

Поле забелело,

Точно пеленою

Все его одело...

 

После снегопада посмотрите с детьми на большие сугробы. За­гадайте загадку:

«Я как песчинкамал, а землю покрываю».

 

Красиво выглядят деревья, когда изморозь развесит на вет­ках пушистые гирлянды снега. Приучайте детей высказывать собственные впечатления, сравни­вать, подбирать образные эпитеты, благозвучные метафоры, одним словом, работайте над связной речью и обогащением словарного запаса детей. Показывайте при­мер сами. Так, рассматривая сосну, прочитайте о ней стихотворение С. Есенина:

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна.

Словно белою косынкой,

Подвязалася сосна.

Устное народное творчество также способствует глубокому познанию мира детьми, приви­тию у них художественного вку­са, стремлению к созданию кра­соты своими руками. Во время наблюдений необходимо приме­нять меткие народные мудрости: приметы, загадки, потешки, сказки, легенды, хороводные песни, заклички, пословицы, поговорки и др.

 

Приметы зимы:

 

Вороны каркают стаей — к морозу.

Если зимой облака идут про­тив ветра — к снегу.  

Не тот снег, что метет, а что сверху идет.   .

Ветер снег съедает.                                                     

Дым столбом к морозу.

Снежные хлопья крупные – будет оттепель.

Вороны и галки садятся на верхушки деревьев – к морозу, а нВ нижние ветки – к ветру.

Гусь лапу поджимает – к стуже.

Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

 

Загадки:

 

Пришел Яшка - белая рубашка,

 Где он пробегает – ковром устилает

 Старик у ворот тепло уволок.

  Сам не бежит и стоять не велит.

Мостится мост без досок,  без топора, без клина.

Зимой греет, весной тлеет,

Летом умирает, осенью оживает.

Без рук, без ног, а ворота отворяет.

 В одном гнезде пять братьев живут.

Не зверь, а воет?

Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно.

Бел, а не сахар, ног нет, а идет.

В огне не горит, в воде не то­нет.

Зимой на ветках яблоки, скорей их собери!

Но вдруг вспорхнули яблоки, ведь это …(снегири) 

 

Народные пословицы:

 

  • Береги нос в большой мороз!
  • Солнце -  на лето, зима – на мороз!
  • Мороз не велик, а стоять не велит.
  • Спасибо, мороз, что снегу нанес.
  • Зимой тулуп всякому люб.
  • Зимой солнце, что мачеха: светит, да не греет.
  • Зимний денек с воробьиный скок.
  • Много снега, много хлеба.

 

Важна практическая деятель­ность детей в зимний период, обычно она — следствие наблю­дений. На участках старших до­школьников обязательно долж­ны быть для подкормки зимую­щих птиц кормушки, которые укрепляют на деревьях так, что­бы дети имели возможность на­блюдать за птицами.

Совместно с детьми можно:

  • изготовить кормушки для птиц;
  • зарисовать птиц, животных, их следы, оставленные на снегу;
  • выявить свойства различных агрегатных состояний воды;
  • уплотнить снег вокруг деревь­ев и кустарников;
  • зарисовать морозные узоры, снежинки;
  • оформить альбомы с изобра­жением различных форм сне­жинок;
  • изготовить различные фигуры из снега, разноцветные льдинки для украшения участка.

 

Огромное значение имеет эк­спериментальная работа с детьми дошкольного возраста, вызываю­щая у ребенка интерес к иссле­дованию мира, природы и разви­вающая способность мыслить, стимулирует познавательную активность и любознательность, активизируя восприятие матери­ала по ознакомлению с природ­ными явлениями. Метод экспери­ментирования — средство, позво­ляющее ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимосвязей, закономерностей. Тематика опытов в зимнее время года может быть различ­ной:

  • выявление свойств и последу­ющее сравнение агрегатных состояний воды;
  • свойств снега, умеющего сохра­нять тепло и таять при опре­деленной температуре;
  • дифференциации в процессах замерзания различных жидко­стей;
  • свойств льда и изготовление цветных льдинок;
  • сравнение талой и водопровод­ной воды; выявление измене­ния объема жидкости при на­гревании.

Вот примеры несложных экс­периментов, которые можно про­вести не только в детском саду, но и рекомендовать родителям для проведения их в домашних усло­виях.

 

1.  Снег сохраняет тепло: он укрывает землю, будто одеялом, охраняя растения и деревья от мороза.

Возьмите на прогулку две бу­тылки с водой одинаковой тем­пературы. Одну бутылку закопай­те в снег, другую оставьте на поверхности. В конце прогулки температура воды измеряется.

Вывод:вода в бутылке, зако­панной в снегу, охладилась мень­ше.

 

2. Воспитатель предлагает детям отгадать, где быстрее растает лед — в миске с холодной или горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. Время фиксирует­ся с помощью цифр, которые рас­кладываются возле мисок; дети делают выводы.

 

3. Превращение снега в воду: внесите в комнату комок снега и положите в чашку. Узнайте у ребенка, можно ли эту воду на­звать чистой. Почему? В чашке видны частички грязи, пыль, по­тому что в воздухе, через кото­рый пролетали снежинки по пути к земле, были пылинки, ча­стицы копоти. Снег по дороге собрал их — стал грязным. Воз­дух после снегопада становится чище, пахнет морозом, свежестью. Необходимо объяснить ребенку, почему нельзя есть снег.

Зимой с целью укрепления здоровья детей необходимо приобщать их к выращиванию зеленого лука, чеснока и других овощных культур. Детям необхо­димо не только прививать навы­ки трудовой деятельности, но и способствовать накоплению си­стемы знаний о растительном мире: как правильно высаживать, пересаживать, поливать, пикиро­вать, опрыскивать растения. Так­же с помощью простейших опы­тов можно подвести детей к пониманию того, что растения живые: они пьют, дышат, разви­ваются, им необходимы соответ­ствующие условия жизни — свет, влага, тепло.

Мы рекомендуем вам органи­зовать проведение опытов совместно с детьми старшего дошколь­ного возраста.

 

1.  Взрослый предлагает выяс­нить на примере выращивания лука, нужен ли свет для жизни ра­стений. Закрывают часть лука колпаком из плотного темного картона.

Зарисовывают результат опыта через 7—10 дней (лук под колпа­ком стал светлым). Убирают кол­паки. Через 7—10 дней вновь зарисовывают результат (на свету стебли позеленели).

Вывод: чтобы лук оставался зеленым, ему необходим свет.

.  Взрослый предлагает выяс­нить, почему растения не могут жить без воды; что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засох­нет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость и т.д.). Ре­зультаты наблюдений за состоя­нием растения в зависимости от полива зарисовывают в течение одной недели. Составляют модель зависимости растения от воды. Дети делают вывод, что растения без воды жить не могут.

 

3. Взрослый спрашивает, поче­му на веточках нет листьев. Пред­лагает внести ветки в помещение. Дети наблюдают за изменением почек (почки увеличиваются в размере, лопаются), появлением листочков, их ростом, сравнивают с ветками на улице (ветки без листьев), зарисовывают, строят модель зависимости растений от тепла (для жизни и роста расте­ниям нужно тепло). Взрослый предлагает определить, как про­длить лето для цветов (внести цветущие растения с клумбы в помещение, выкопав корни рас­тений с большим комом земли, чтобы не повредить их). Оформ­ляют результаты наблюдений в виде модели зависимости расте­ний от тепла.

Работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия, взаимосотрудни­чества. Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду помогает им увидеть мир с позиции ребенка и отно­ситься к нему как к равному. Родители становятся полноправ­ными участниками воспитатель­но-образовательного процесса, так как они понимают, что это необ­ходимо для развития их соб­ственного ребенка. Поэтому нужно использовать различные фор­мы работы с родителями.